reshu.su

Числовые и алгебраические выражения

Тема урока: § 1. Числовые и алгебраические выражения. Работа с числовыми и алгебраическими выражениями позволяет строить математические модели разнообразных ситуаций, представлять сложные смысловые предложения в более удобной форме.

Числовые выражения

Определение:
Числовое выражение — это запись составленная из чисел и знаков арифметических действий, которая имеет смысл.

Примеры числовых выражений

\[ \small\tag{\textcolor{#3eb489}{1}} 43:5\] \[ \small\tag{\textcolor{#ed5fa6}{2}} 1+0\] \[ \small\tag{\textcolor{#3eb489}{3}} 72\] \[ \small\tag{\textcolor{#ed5fa6}{4}} 2^4-2^3+2^5-2\] \[ \small\tag{\textcolor{#3eb489}{5}} \small 12,8-\frac{2}{11}\cdot (2,18+3,32)\]

Каждое из них составлено из чисел и знаков действий. Если соблюдая принятый порядок, выполнить указанные действия, то получится число. Это число называют числовым значением выражения или, короче, значением выражения.
Например, \(\footnotesize 2^4-2^3+2^2-2=10\) число \(\footnotesize 10\) — значение данного выражения.

Выражение может состоять и из одного числа. В этом случае значение выражения есть само число.

Выражение \(\frac{35}{\textcolor{#3eb489}{48:6}-\textcolor{#ed5fa6}{8}}\) не имеет числового значения, так как не все указанные действия можно выполнить (деление на нуль невозможно!). О таких выражениях говорят, что они не имеют смысла.

Таким образом, числовое выражение может или иметь одно значение, или не иметь значения.

Алгебраические выражения

Определение:
Алгебраическое выражение — это числовое выражение содержащее буквенную часть и имеющее смысл.

Примеры алгебраических выражений

1. Выражения с одной переменной.

Рассмотрим какое-нибудь выражение с одной переменной, например: \(\footnotesize \textcolor{#ed5fa6}{a}(\textcolor{#ed5fa6}{a}+1).\) При \(\footnotesize \textcolor{#ed5fa6}{a}=\textcolor{#3eb489}{2}\) его значение равно \(\footnotesize 6,\) так как \(\footnotesize \textcolor{#3eb489}{2}\cdot (\textcolor{#3eb489}{2}+1)=6.\) При \(\footnotesize a=8\) значение этого выражения равно \(\footnotesize 72,\) при \(\footnotesize a=-1\) — нулю, при \(\footnotesize a=0\) тоже нулю.

Если значения переменной \(\footnotesize a\) образуют множество \(\footnotesize A=\begin{Bmatrix} 2; 8; -1; 0 \end{Bmatrix},\) то значения выражения \(\footnotesize a(a+1)\) составят множество \(\footnotesize B=\begin{Bmatrix} 6; 72; 0 \end{Bmatrix}.\)

Если множество значений переменной, входящей в выражение, не указано, то считается, что переменная принимает все те значения, при которых выражение имеет смысл. Например, если ничего не сказано о множестве значений переменной \(\footnotesize p\) в выражении \(\footnotesize \frac{p}{2p-6},\) то имеется в виду, что переменная \(\footnotesize p\) принимает любые числовые значения, кроме \(\footnotesize 3.\)

2. Выражения с несколькими переменными.

Значение выражения \(\footnotesize (x-2y)^2\) зависит от значений переменных \(\footnotesize x\) и \(\footnotesize y.\) Пусть переменная \(\footnotesize x\) принимает значения из множества \(\footnotesize X=\begin{Bmatrix} 1; 5 \end{Bmatrix}\) , а переменная \(\footnotesize y\) — из множества \(\footnotesize Y=\begin{Bmatrix} 1; 2; 5 \end{Bmatrix}\)

\( (x-2y)^2 = \begin{cases} 81 \leftarrow\textcolor{gray}{если \ x=1, y=5,}\\ 9 \leftarrow\textcolor{gray}{если \ x=5, y=1;} \end{cases} \)

Каждой паре значений переменных \(\footnotesize x\) и \(\footnotesize y\) соответствует определенное значение выражения \(\footnotesize (x-2y)^2\) причем единственное. Составим всевозможные пары значений \(\footnotesize x\) и \(\footnotesize y\) и для каждой из них найдем соответствующее значение выражения:

\[\ \ \ \ x \ \ \ \] \[\ \ \ \ y \ \ \ \] \[(x-2y)^2\]
\[\textcolor{#3eb489}{1}\] \[\textcolor{#ed5fa6}{1}\] \[=(\textcolor{#3eb489}{1}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{1})^2=1\]
\[\textcolor{#3eb489}{1}\] \[\textcolor{#ed5fa6}{2}\] \[=(\textcolor{#3eb489}{1}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{2})^2=9\]
\[\textcolor{#3eb489}{1}\] \[\textcolor{#ed5fa6}{5}\] \[=(\textcolor{#3eb489}{1}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{5})^2=81\]
\[\textcolor{#3eb489}{5}\] \[\textcolor{#ed5fa6}{1}\] \[=(\textcolor{#3eb489}{5}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{1})^2=9\]
\[\textcolor{#3eb489}{5}\] \[\textcolor{#ed5fa6}{2}\] \[=(\textcolor{#3eb489}{5}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{2})^2=1\]
\[\textcolor{#3eb489}{5}\] \[\textcolor{#ed5fa6}{5}\] \[=(\textcolor{#3eb489}{5}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{5})^2=25\]

Значения выражения \(\footnotesize (x-2y)^2\) образуют множество \(\footnotesize \begin{Bmatrix} 1; 9; 81; 25 \end{Bmatrix}.\)

Если в выражении с двумя переменными множества их значений не указаны, то считают, что переменные принимают любые значения, при которых данное выражение имеет смысл.

Например, если ничего не сказано о множествах значений переменных \(\small \textcolor{#3eb489}{x}\) и \(\small \textcolor{#ed5fa6}{y}\) в выражении \( \frac{5}{\textcolor{#3eb489}{x}-\textcolor{#ed5fa6}{y}},\) то считается, что переменные \(\small \textcolor{#3eb489}{x}\) и \(\small \textcolor{#ed5fa6}{y}\) принимают любые не равные между собой значения.

Задачи для самостоятельного решения

Задача №1.

Вычислите значение числового выражения: $$14\frac{7}{15}-3\frac{3}{23}\cdot\frac{23}{27}-1\frac{1}{5}\cdot\frac{1}{6}$$

$$14\frac{7}{15}-3\frac{3}{23}\cdot\frac{23}{27}-1\frac{1}{5}\cdot\frac{1}{6}$$

Шаг 1. Переведём все смешанные дроби в неправильные (для этого целую часть дроби нужно умножить на знаменатель нецелой части и сложить это с числителем нецелой части, получившийся результат поделить на знаменатель нецелой части).

$$\small \frac{14\cdot15+7}{15}-\frac{3\cdot23+3}{23}\cdot\frac{23}{27}-\frac{1\cdot5+1}{5}\cdot\frac{1}{6}$$

Шаг 2. Выполним элементарные преобразования (действия).

$$\frac{217}{15}-\frac{72}{23}\cdot\frac{23}{27}-\frac{6}{5}\cdot\frac{1}{6}$$

Шаг 3. Сократим числа:

$$\frac{217}{15}-\frac{8}{1}\cdot\frac{1}{3}-\frac{1}{5}\cdot\frac{1}{1}$$

$$\frac{217}{15}-\frac{8}{3}-\frac{1}{5}$$

Шаг 4. Приведём к общему знаменателю.

$$\frac{217}{15}-\frac{8}{3}\cdot\frac{5}{5}-\frac{1}{5}\cdot\frac{3}{3}$$

$$\frac{217}{15}-\frac{40}{15}-\frac{3}{15}$$

$$\frac{217-40-3}{15}$$

$$\frac{174}{15}$$

Шаг 5. Выполним деление и запишем ответ.

$$\frac{174}{15}=11\frac{3}{5}=11,6$$

Ответ: 11,6.

Задача №2.

Вычислите значение числового выражения: $$(5\frac{8}{9}:1\frac{17}{36}+1\frac{1}{4})\cdot\frac{5}{21}$$

$$(5\frac{8}{9}:1\frac{17}{36}+1\frac{1}{4})\cdot\frac{5}{21}$$

Шаг 1. Выполним действия в скобках. По степени важности выполним деление, а потом сложение.

а) Смешанные дроби переводим в неправильные:

$$5\frac{8}{9}:1\frac{17}{36}=\frac{5\cdot9+8}{9}:\frac{1\cdot36+17}{36}$$

$$\frac{53}{9}\cdot\frac{36}{53}=4$$

б) Выполним сложение:

$$4+1\frac{1}{4}=\frac{4}{1}+\frac{1\cdot4+1}{4}$$

$$\frac{16}{4}+\frac{5}{4}=\frac{21}{4}=5,25$$

Шаг 2. Выполним умножение.

$$\frac{21}{4}\cdot\frac{5}{21}=\frac{5}{4}$$

$$\frac{5}{4}=1,25$$

Ответ: 1,25.

Задача №3.

Вычислите значение выражения при заданных переменных: $$0,4y+1= \ ?$$ $$y=-0,5; 8; -10.$$

$$0,4y+1= \ ?$$

$$y=-0,5; 8; -10.$$

Шаг 1. Вычислим значение выражения при первом значении переменной.

$$0,4\cdot(-0,5)+1=-0,2+1=0,8$$

Шаг 2. Вычислим второе значение выражения.

$$0,4\cdot8+1=3,2+1=4,2$$

Шаг 3. Подставим вместо переменной оставшееся значение.

$$0,4\cdot(-10)+1=-4+1=-3$$

Ответ: 0,8; 4,2; -3.

Задача №4.

Вычислите значение выражения, если известны значения переменных: $$\frac{2}{7}c-0,2d= \ ?$$ $$c=-28; d=15$$

Найти: $$\frac{2}{7}c-0,2d= \ ? \ c=-28; d=15$$

Шаг 1. Подставим вместо переменных их значения.

$$\frac{2}{7}c-0,2d=\frac{2}{7}\cdot(-28)-0,2\cdot15$$

Шаг 2. Выполним действия.

$$\frac{2}{7}\cdot(-28)=2\cdot(-4)=-8$$

$$-0,2\cdot15=-3$$

$$-8-3=-11$$

Ответ: -11.

Задача №5.

Найти значение алгебраического выражения: $$(n-m)k= \ ?$$ $$2m-2n+3k= \ ?$$ $$m-n=5, k=-2.$$

Найти: $$(n-m)k= \ ?$$ $$2m-2n+3k= \ ?$$ $$m-n=5, k=-2.$$

Шаг 1. Найдем значение первого выражения:

$$(n-m)k=-(m-n)k$$

$$-(m-n)k=-5\cdot(-2)=10$$

Шаг 2. Найдем значение второго выражения:

$$2(m-n)+3k=2\cdot5+3\cdot(-2)$$

$$2\cdot5+3\cdot(-2)=10-6=4$$

Ответ: 10; 4.

Следующая тема