Числовые и алгебраические выражения
Числовые выражения
Определение:
Числовое выражение — это запись составленная из чисел и знаков арифметических действий, которая имеет смысл.
Примеры числовых выражений
\[ \small\tag{\textcolor{#3eb489}{1}} 43:5\] \[ \small\tag{\textcolor{#ed5fa6}{2}} 1+0\] \[ \small\tag{\textcolor{#3eb489}{3}} 72\] \[ \small\tag{\textcolor{#ed5fa6}{4}} 2^4-2^3+2^5-2\] \[ \small\tag{\textcolor{#3eb489}{5}} \small 12,8-\frac{2}{11}\cdot (2,18+3,32)\]
Каждое из них составлено из чисел и знаков действий. Если соблюдая принятый порядок, выполнить указанные действия, то получится число. Это число называют числовым значением выражения или, короче, значением выражения.
Например,
\(\footnotesize 2^4-2^3+2^2-2=10\)
число
\(\footnotesize 10\)
— значение данного выражения.
Выражение может состоять и из одного числа. В этом случае значение выражения есть само число.
Выражение \(\frac{35}{\textcolor{#3eb489}{48:6}-\textcolor{#ed5fa6}{8}}\) не имеет числового значения, так как не все указанные действия можно выполнить (деление на нуль невозможно!). О таких выражениях говорят, что они не имеют смысла.
Таким образом, числовое выражение может или иметь одно значение, или не иметь значения.
Алгебраические выражения
Определение:
Алгебраическое выражение — это числовое выражение содержащее буквенную часть и имеющее смысл.
Примеры алгебраических выражений
1. Выражения с одной переменной.
Рассмотрим какое-нибудь выражение с одной переменной
, например:
\(\footnotesize \textcolor{#ed5fa6}{a}(\textcolor{#ed5fa6}{a}+1).\)
При
\(\footnotesize \textcolor{#ed5fa6}{a}=\textcolor{#3eb489}{2}\)
его значение равно
\(\footnotesize 6,\)
так как
\(\footnotesize \textcolor{#3eb489}{2}\cdot (\textcolor{#3eb489}{2}+1)=6.\)
При
\(\footnotesize a=8\)
значение этого выражения равно
\(\footnotesize 72,\)
при
\(\footnotesize a=-1\)
— нулю, при
\(\footnotesize a=0\)
тоже нулю.
Если значения переменной \(\footnotesize a\) образуют множество \(\footnotesize A=\begin{Bmatrix} 2; 8; -1; 0 \end{Bmatrix},\) то значения выражения \(\footnotesize a(a+1)\) составят множество \(\footnotesize B=\begin{Bmatrix} 6; 72; 0 \end{Bmatrix}.\)
Если множество значений переменной, входящей в выражение, не указано, то считается, что переменная принимает все те значения, при которых выражение имеет смысл. Например, если ничего не сказано о множестве значений переменной \(\footnotesize p\) в выражении \(\footnotesize \frac{p}{2p-6},\) то имеется в виду, что переменная \(\footnotesize p\) принимает любые числовые значения, кроме \(\footnotesize 3.\)
2. Выражения с несколькими переменными.
Значение выражения \(\footnotesize (x-2y)^2\) зависит от значений переменных \(\footnotesize x\) и \(\footnotesize y.\) Пусть переменная \(\footnotesize x\) принимает значения из множества \(\footnotesize X=\begin{Bmatrix} 1; 5 \end{Bmatrix}\) , а переменная \(\footnotesize y\) — из множества \(\footnotesize Y=\begin{Bmatrix} 1; 2; 5 \end{Bmatrix}\)
Каждой паре значений переменных \(\footnotesize x\) и \(\footnotesize y\) соответствует определенное значение выражения \(\footnotesize (x-2y)^2\) причем единственное. Составим всевозможные пары значений \(\footnotesize x\) и \(\footnotesize y\) и для каждой из них найдем соответствующее значение выражения:
\[\ \ \ \ x \ \ \ \] | \[\ \ \ \ y \ \ \ \] | \[(x-2y)^2\] |
\[\textcolor{#3eb489}{1}\] | \[\textcolor{#ed5fa6}{1}\] | \[=(\textcolor{#3eb489}{1}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{1})^2=1\] |
\[\textcolor{#3eb489}{1}\] | \[\textcolor{#ed5fa6}{2}\] | \[=(\textcolor{#3eb489}{1}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{2})^2=9\] |
\[\textcolor{#3eb489}{1}\] | \[\textcolor{#ed5fa6}{5}\] | \[=(\textcolor{#3eb489}{1}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{5})^2=81\] |
\[\textcolor{#3eb489}{5}\] | \[\textcolor{#ed5fa6}{1}\] | \[=(\textcolor{#3eb489}{5}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{1})^2=9\] |
\[\textcolor{#3eb489}{5}\] | \[\textcolor{#ed5fa6}{2}\] | \[=(\textcolor{#3eb489}{5}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{2})^2=1\] |
\[\textcolor{#3eb489}{5}\] | \[\textcolor{#ed5fa6}{5}\] | \[=(\textcolor{#3eb489}{5}-2\cdot\textcolor{#ed5fa6}{5})^2=25\] |
Значения выражения \(\footnotesize (x-2y)^2\) образуют множество \(\footnotesize \begin{Bmatrix} 1; 9; 81; 25 \end{Bmatrix}.\)
Если в выражении с двумя переменными множества их значений не указаны, то считают, что переменные принимают любые значения, при которых данное выражение имеет смысл.
Например, если ничего не сказано о множествах значений переменных \(\small \textcolor{#3eb489}{x}\) и \(\small \textcolor{#ed5fa6}{y}\) в выражении \( \frac{5}{\textcolor{#3eb489}{x}-\textcolor{#ed5fa6}{y}},\) то считается, что переменные \(\small \textcolor{#3eb489}{x}\) и \(\small \textcolor{#ed5fa6}{y}\) принимают любые не равные между собой значения.
Задачи для самостоятельного решения
Задача №1.
Вычислите значение числового выражения: $$14\frac{7}{15}-3\frac{3}{23}\cdot\frac{23}{27}-1\frac{1}{5}\cdot\frac{1}{6}$$
$$14\frac{7}{15}-3\frac{3}{23}\cdot\frac{23}{27}-1\frac{1}{5}\cdot\frac{1}{6}$$
Шаг 1. Переведём все смешанные дроби в неправильные (для этого целую часть дроби нужно умножить на знаменатель нецелой части и сложить это с числителем нецелой части, получившийся результат поделить на знаменатель нецелой части).
$$\small \frac{14\cdot15+7}{15}-\frac{3\cdot23+3}{23}\cdot\frac{23}{27}-\frac{1\cdot5+1}{5}\cdot\frac{1}{6}$$
Шаг 2. Выполним элементарные преобразования (действия).
$$\frac{217}{15}-\frac{72}{23}\cdot\frac{23}{27}-\frac{6}{5}\cdot\frac{1}{6}$$
Шаг 3. Сократим числа:
$$\frac{217}{15}-\frac{8}{1}\cdot\frac{1}{3}-\frac{1}{5}\cdot\frac{1}{1}$$
$$\frac{217}{15}-\frac{8}{3}-\frac{1}{5}$$
Шаг 4. Приведём к общему знаменателю.
$$\frac{217}{15}-\frac{8}{3}\cdot\frac{5}{5}-\frac{1}{5}\cdot\frac{3}{3}$$
$$\frac{217}{15}-\frac{40}{15}-\frac{3}{15}$$
$$\frac{217-40-3}{15}$$
$$\frac{174}{15}$$
Шаг 5. Выполним деление и запишем ответ.
$$\frac{174}{15}=11\frac{3}{5}=11,6$$
Ответ: 11,6.
Задача №2.
Вычислите значение числового выражения: $$(5\frac{8}{9}:1\frac{17}{36}+1\frac{1}{4})\cdot\frac{5}{21}$$
$$(5\frac{8}{9}:1\frac{17}{36}+1\frac{1}{4})\cdot\frac{5}{21}$$
Шаг 1. Выполним действия в скобках. По степени важности выполним деление, а потом сложение.
а) Смешанные дроби переводим в неправильные:
$$5\frac{8}{9}:1\frac{17}{36}=\frac{5\cdot9+8}{9}:\frac{1\cdot36+17}{36}$$
$$\frac{53}{9}\cdot\frac{36}{53}=4$$
б) Выполним сложение:
$$4+1\frac{1}{4}=\frac{4}{1}+\frac{1\cdot4+1}{4}$$
$$\frac{16}{4}+\frac{5}{4}=\frac{21}{4}=5,25$$
Шаг 2. Выполним умножение.
$$\frac{21}{4}\cdot\frac{5}{21}=\frac{5}{4}$$
$$\frac{5}{4}=1,25$$
Ответ: 1,25.
Задача №3.
Вычислите значение выражения при заданных переменных: $$0,4y+1= \ ?$$ $$y=-0,5; 8; -10.$$
$$0,4y+1= \ ?$$
$$y=-0,5; 8; -10.$$
Шаг 1. Вычислим значение выражения при первом значении переменной.
$$0,4\cdot(-0,5)+1=-0,2+1=0,8$$
Шаг 2. Вычислим второе значение выражения.
$$0,4\cdot8+1=3,2+1=4,2$$
Шаг 3. Подставим вместо переменной оставшееся значение.
$$0,4\cdot(-10)+1=-4+1=-3$$
Ответ: 0,8; 4,2; -3.
Задача №4.
Вычислите значение выражения, если известны значения переменных: $$\frac{2}{7}c-0,2d= \ ?$$ $$c=-28; d=15$$
Найти: $$\frac{2}{7}c-0,2d= \ ? \ c=-28; d=15$$
Шаг 1. Подставим вместо переменных их значения.
$$\frac{2}{7}c-0,2d=\frac{2}{7}\cdot(-28)-0,2\cdot15$$
Шаг 2. Выполним действия.
$$\frac{2}{7}\cdot(-28)=2\cdot(-4)=-8$$
$$-0,2\cdot15=-3$$
$$-8-3=-11$$
Ответ: -11.
Задача №5.
Найти значение алгебраического выражения: $$(n-m)k= \ ?$$ $$2m-2n+3k= \ ?$$ $$m-n=5, k=-2.$$
Найти: $$(n-m)k= \ ?$$ $$2m-2n+3k= \ ?$$ $$m-n=5, k=-2.$$
Шаг 1. Найдем значение первого выражения:
$$(n-m)k=-(m-n)k$$
$$-(m-n)k=-5\cdot(-2)=10$$
Шаг 2. Найдем значение второго выражения:
$$2(m-n)+3k=2\cdot5+3\cdot(-2)$$
$$2\cdot5+3\cdot(-2)=10-6=4$$
Ответ: 10; 4.